Мировой рынок арахиса
Главными игроками на мировом рынке арахиса и продуктов из него являются крупнейшие страны-производители, которые оказывают внимание на цены и распределение товарных потоков. В последние годы сформировалась устойчивая группа таких стран, состоящая из США, Индии, Китая, Аргентины и Бразилии. Импорно-экспортные операции включают в себя движение арахисового масла, арахиса сырого, лущеного/не лущеного, молотого/ не молотого, дробленого/не дробленого, гранулированного/негранулированного, а также арахисовых жмыхов (и прочих твердых отходов, получаемых при изготовлении масла). В разные года крупнейшие экспортёры занимали в долларовом исчислении доли, достигающие: более 30 процентов — Индия, более 20 процентов — США, порядка 10 процентов — Китай, около 9 процентов — Аргентина. В 2014 году 12,4 процентов мирового экспорта пришлось на Голландию. Аналитики выделяют основные мировые экспортные цепочки: «Индия→Индонезия» (около 189 млн. долл. США), «Индия→Вьетнам» (около 158 млн. долл. США), «Голландия→Германия» (около 155 млн. долл. США), «Аргентина→Голландия» (около 109 млн. долл. США), «США→Канада» (около 101 млн. долл. США), «США→Голландия» (90 млн. долл. США), «США→Мексика» (80 млн. долл. США), «Индия→Филиппины» (около 72 млн. долл. США), «Индия→Малайзия» (около 64 млн. долл. США), «Никарагуа→Мексика» (41 млн. долл. США). На мадридском Международном форуме арахисопроизводителей (IPF) 13-15.04.2016 были отмечены новые тенденции в мировой торговле арахисом. Наиболее значимым оказался повсеместный резкий рост китайских закупок, в число которых вошли как американские остатки запасов 2014 г., так и весь сенегальский урожай. Эксперты допускают, что сложившаяся конъюнктура простимулирует увеличение посевных площадей в самом Китае на 30-40 процентов в сравнении с прошлым годом. При этом отмечается, что страна продолжает экспорт своего выращенного арахиса (в основном - крупноразмерного), влияя на глобальные рынки. На европейский рынок, впрочем, попадает немного китайского арахиса; так же туда снизилось предложение и из других регионов, так как некоторым поставщикам стала выгоднее эксклюзивная работа с китайцами. Последние заинтересованы даже в некондиционном арахисом, который идет на корм птицам и в маслоперегонную промышленность. Считается, что всего китайцами из-за высокого внутреннего спроса закуплено в других странах уже не менее 100 тыс. т арахиса в скорлупе и 20-30 тыс. т — в шелушенном виде, что привело к росту цен у производителей в среднем на 400 долл. США/т в сравнении с январем. Крупнейшим поставщиком в Китай стала Аргентина, где в нынешнем сезоне дождливая погода пока препятствует началу уборочных работ. Эксперты допускают здесь снижение объемов уборки на 15-20 процентов по сравнению с минувшим годом. В Бразилии продолжается борьба с афлатоксином, который является главным препятствием для выхода на европейский рынок. В связи с этим 60 процентов местного арахиса реализуется внутри страны. При этом, однако, в качестве птичьего корма он по каким-то причинам предпочтительнее аргентинского. В США фермеры вырастили слишком хороший урожай, что привело к росту излишков и повлияло на решение американцев понизить объемы производства. В этом году, впрочем, им помогает огромный китайский спрос на сырой и пищевой арахис. В то же время в Индии запланирован рост арахисового производства и площадей под него за счет полей под хлопком. Если говорить о крупнейших импортёрах арахиса, то к ним относятся европейские государства, Индонезия, Филиппины, Канада, Япония. В 2014 г. например, на Индонезию пришлось 28 процентов мирового ввоза, на ФРГ — 12,6 процента, на Италию — 11,9 процента, на Испанию — 5,42 процента, на Филиппины — 4,68 процента. |
Статьи